Кружок "Юный исследователь"

Список детей,посещающих кружок "Юный исследователь"

1.Пащенко И.

2.Сенцова В.

3. Черножукова Е.

4.Храпова И.

5. Акимова М.

6.Волков В.

7. Бусыгина А.

8. Балан Д.

9. Королева Д.

10. Бутко И.

11. Маркин Д.

16.10.2024г.

Тема занятия : Человек и физика.

Рассказы о физиках. Люди науки и их достижения в области физики и космонавтики. Нобелевские лауреаты по физике.Рассказы о физиках. Люди науки и их достижения в области физики и космонавтики. Нобелевские лауреаты по физике.

23.10.2024 г.

Тема занятия: Электрические явления.

На занятии ребята ознакомились с понятиями "Электрические явления", "Свойства электрического тока", "Электрические явления".

Электрический ток — это упорядоченное движение заряженных частиц: электронов и ионов (в зависимости от среды). Именно их движение принято считать электрическим током.

Для более полного понимания необходимо обратить внимание на слово «ток» — оно буквально, поскольку заряды «текут» из одного заряженного объекта в другой.

Положительные и отрицательные заряды притягиваются друг к другу, образуя поток, который создает электрический ток.

Основные характеристики:

  • Сила тока — I (Ампер);
  • Напряжение — U (Вольт);
  • Сопротивление — R (Ом);

Основная формула вычисления силы тока выглядит так: I = U/R и отражает закон Ома.

 

Свойства электрического тока: 

1) Тепловое

2) Химическое

3) Магнитное

 Электрические явления. Свойства электрического тока Электрические явления. Свойства электрического тока

06.11.2024 г.

Тема занятия:  Электрические явления.

Свойства электрического тока. Электрические цепи

Виды электрических цепей — основные составляющие элементы

Электрическая цепь — что это такое

Определение 1

Электрический ток в физике — это упорядоченное движение заряженных частиц.

Определение  2

Электрическая цепь — это совокупность устройств, предназначенных для прохождения электрического тока.

Самая простая электрическая цепь состоит из источника тока, приемника (потребителя) и системы передачи (провода). Для того чтобы эти элементы стали полноценной цепью, они должны быть правильно соединены между собой. Кроме того, цепь должна быть замкнутой.

Определение 3

Источник тока — это устройство, в котором различные виды энергии преобразуются в электрическую:

  1. Первичные источники — преобразуют неэлектромагнитную энергию в электрическую: аккумулятор, гальванический элемент, генератор, батарейки.
  2. Вторичные источники — всегда работают только с электрической энергией: выпрямители, инверторы, трансформаторы.
Определение 4

Потребитель — это устройство, в котором электрическая энергия превращается в другие виды энергии (лампа, нагреватель, электродвигатель).

Определение 5

Накопитель — это устройство, которое накапливает, а затем отдает обратно в цепь электромагнитную энергию (конденсатор, катушка индуктивности).

Аппараты включения/выключения — рубильники.

Приборы для измерения величин — амперметры, вольтметры.

Аппараты защиты — предохранители.

Резисторы — элементы цепи, которые обладают сопротивлением.

Простейшая электрическая цепь

Источник: thepresentation.ru

Электрическая цепь делится на:

  1. Внутреннюю часть. Сюда относится источник энергии.
  2. Внешнюю часть. В нее входят все остальные элементы — все то, что присоединено к зажимам источника.

Виды электрических цепей

Электрические цепи могут представлять собой:

  1. Цепи постоянного тока  это цепи, в которых ток не меняет свое направление, полярность источников ЭДС постоянна.
  2. Цепи переменного тока  это цепи, в которых ток изменяется во времени.
  3. Разветвленными  в каждой ветви течет свой ток.
  4. Неразветвленными  во всех элементах цепи течет один и тот же ток.
  5. Линейными — все компоненты линейные (описываются линейными дифференциальными уравнениями).
  6. Нелинейными  имеются нелинейные элементы.

Элементы электрической цепи делятся на:

  1. Активные  источники ЭДС, электродвигатели, аккумуляторы во время зарядки.
  2. Пассивные  электроприемники, соединительные провода.

Условные обозначения основных элементов цепи:

Условные обозначения основных элементов цепи

Источник: uk-parkovaya.ru

Все элементы соединяются двумя способами:

  1. Последовательный способ — компоненты соединены в последовательную цепь.
  2. Параллельный способ — компоненты соединены в параллельную цепь.

Причем для этих способов справедливы следующие утверждения:

Последовательное соединение:

I=I1=I2

U=U1+U2

R=R1+R2, где параметры

I — сила тока (А).

U — напряжение (В).

R — сопротивление (Ом).

Последовательное соединение

Параллельное соединение:

I=I1+I2

U=U1=U2

1/R=1/R1+1/R2

Параллельное соединение

Схемы, основные формулы

Для характеристики электрической цепи используют схему.

Основные термины для понимания схемы:

  1. Ветвь — такой участок цепи, вдоль которого течет один и тот же ток.
  2. Узел — соединение ветвей цепи.
  3. Контур — последовательность ветвей, которая образует замкнутый путь.

Примеры схем:

Примеры схем

Источник: prezentacii.org

Основные законы, применяемые для расчета цепей:

  1. Закон Ома.
  2. Правила Кирхгофа.

Закон Ома.

  • I — сила тока(А);
  • ε — ЭДС источника напряжения (В);
  • R — сопротивление внешних элементов(Ом);
  • r — внутреннее сопротивление(Ом).

Для участка цепи: I=U/R, где: 

  • I — сила тока (А);
  • U — напряжение (В);
  • R — сопротивление (Ом).

Правила Кирхгофа:

Правило 1

Алгебраическая сумма токов ветвей, сходящихся в каждом узле любой цепи, равна нулю.

Правило 2

Алгебраическая сумма напряжений на резистивных элементах замкнутого контура равна алгебраической сумме ЭДС, входящих в этот контур.

Примеры решения задач

Пример 1

Найти сопротивление электрической цепи, если R1=10 Ом, R2=20 Ом, R3=30 Ом.

Пример 1

Решение:

Так как соединение последовательное, то справедливо уравнение: R=R1+R2, а значит

Ответ: 60 Ом.

Пример 2

Вольтметр, подключенный к лампочке, показывает U=4 В, а амперметр I=2 А. Найти внутреннее сопротивление r источника тока, к которому эта лампочка присоединена, если ЭДС источника ε =5 В.

Пример 2

Решение:

Ответ: 0,5 Ом.

20.11.2024 г.

Тема занятия: Электрические явления.

Работа и мощность электрического токаРабота и мощность электрического тока

Работа тока

 

Электрический ток, конечно же, не стал бы так широко использоваться, если бы не одно обстоятельство. Работу тока или же электроэнергию легко преобразовывать в любую нужную нам энергию или работу: тепловую, механическую, магнитную…

 

Для практического применения тока прежде всего хочется знать, какую работу можно обратить в свою пользу. Выведем формулу для определения работы тока: 

Формула для работы электрического поля по перемещению заряда нам уже известна:

Или же 

Узнать, какой заряд переместился полем за промежуток времени t можно из определения силы тока: 

Отсюда: 

Так как все величины, входящие в формулу, можно измерить соответствующими приборами (амперметр, вольтметр, часы), формула является универсальной.

Формулу можно также записать в несколько ином виде, используя закон Ома:

Если в исходную формулу для работы тока подставить силу тока, записанную таким образом, то получим:

Если же из закона Ома выразить напряжение, то тогда:

Использование этих формул удобно, когда в цепи присутствует какое-то одно соединение: параллельное для первого случая и последовательное для второго.

 

Закон Джоуля-Ленца

 

 

Особое внимание следует уделить тепловому действию тока. При прохождении тока через проводник, проводник нагревается. Почему это происходит? Мы уже затрагивали молекулярное строение проводников в теме о сопротивлении и отмечали, что при протекании тока свободные электроны сталкиваются с узлами кристаллической решетки. При этих столкновениях электроны постоянно придают некоторую скорость узлам решетки (рис. 1).

 

Рис. 1. Взаимодействие электронов с узлами кристаллической решетки

Так как температура – мера теплового движения, в процессе «расталкивания» температура проводника повышается. В какой-то момент наступает равновесие, когда количество энергии, получаемое проводником вследствие прохождения тока, равно количеству энергии, которое он отдает в окружающую среду.

В том случае, когда работа тока не преобразуется в механическую или же ток не имеет химического действия, работа тока эквивалентна количеству теплоты, высвобождающегося в окружающую среду.

Формулу просчета этого количества теплоты впервые независимо друг от друга открыли двое ученых: русский Эмиль Ленц (рис. 3) и англичанин Джеймс Джоуль (рис. 2).

Закон Джоуля-Ленца:

Как видно, правая часть формулы в точности повторяет одну из форм формулы для работы электрического тока.

Всегда следует помнить, что в случае, когда есть какое-либо другое преобразование энергии тока, формула Джоуля-Ленца не выполняется.

Рис. 2. Джеймс Джоуль (Источник) Рис. 3. Эмиль Ленц (Источник)

 

Мощность тока

 

 

Наряду с работой тока очень важно отметить мощность тока, так как эта характеристика является ключевой в бытовом использовании электроэнергии (на всех бытовых приборах указано приемлемое напряжение его мощность).

 

ОпределениеМощность – это работа, выполненная за единицу времени (скорость выполнения током работы):

Единица измерения мощности – ватт:

И теперь, используя наши знания о работе тока, мы без труда найдем формулу для мощности тока:

Или же, если использовать другие виды формулы для работы:

На следующем уроке мы разберем тему «Электродвижущая сила».

 

Список литературы

  1. Тихомирова С. А., Яворский Б. М. Физика (базовый уровень) – М.: Мнемозина, 2012.
  2. Генденштейн Л. Э., Дик Ю. И. Физика 10 класс. – М.: Илекса, 2005.
  3. Мякишев Г. Я., Синяков А. З., Слободсков Б. А. Физика. Электродинамика. – М.: 2010.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Интернет-портал «physics.ru» (Источник)
  2. Интернет-портал «constant-current.narod.ru» (Источник)
  3. Интернет-портал «mugo.narod.ru» (Источник)

 

27.11.2024 г.

Тема занятия: Лабораторная работа №1 «Изучение последовательного соединения проводников».

Л.Р. №5 "ИЗУЧЕНИЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОГО СОЕДИНЕНИЯ ПРОВОДНИКОВ "

Цель: научиться собирать цепь с последовательным соединением проводников: экспериментально проверить выполнение основных закономерностей последовательного соединения.

Оборудование:  источник тока, два различных резистора, амперметр, вольтметр, ключ, соединительные провода

2. Измерьте и запишите в таблицу силы тока I₀ в цепи. Поменяйте место включения амперметра в данной цепи. Сделайте вывод о значениях силы тока в резисторах 1 и 2 и источнике тока

 

3. Измерьте и поочередно запишите в таблицу значения напряжения U₁ на первом резисторе, U₂ на втором резисторе, U₀ напряжения на двух резисторах, включая вольтметр так, как показано на схеме

 

4. Сравните U₁ , U₂ , U₀ , сделайте вывод

 

5. Примените закон Ома к участку из двух проводников. Вычислите и запишите в таблицу сопротивление этого участка 

 

6. Запишите  в таблицу значения сопротивлений, указанные на панельках резисторов 1 и 2. Сравните сумму R₁ , R₂ и  R₀ сделайте выводы

 

II. Контрольные вопросы

  1. Почему последовательное соединение потребителей практически не используют в бытовых электрических цепях?

Это объясняется тем, что при выходе из строя одного из потребителей остальные тоже перестают работать.

2. Чему равно сопротивление участка цепи из N одинаковых  резисторов сопротивлением R₁ каждый, соединенных последовательно?

R = N∙R₁  , т.е. полное сопротивление участка цепи из последовательно соединенных проводников с равным сопротивлением равно произведению сопротивления одного проводника на количество проводников N

 

Выводы: в ходе работы мы собрали цепь с последовательным соединением двух резисторов. Экспериментальная проверка закономерностей последовательного соединения показала: сила тока в отдельных проводниках равна силе тока на всех участках цепи (I₁ =I₂ = I₀ = (запишите ваше значение) А). Напряжение на участке цепи равно сумме напряжений на отдельных резисторах (U₁ =... В, U₂ = ...В, U₀ =...В, следовательно U₀ = U₁ + U₂ ). Сопротивление участка цепи равна сумме сопротивлений отдельных резисторов (R₁ =... В, R₂ = ...В, R₀ =...В, следовательно R₀ = R₁ + R₂ )

 

III. Суперзадание

Рассматривая амперметр как третий проводник, соединенный последовательно с резисторами R₁ и R₂ , измерьте напряжение U на нем. Начертите схему цепи, запишите и объясните результаты измерения

Известно, что сопротивление амперметра значительно меньше сопротивления резисторов, поэтому он не должен влиять на силу тока в цепи. Это можно проверить, если собрать следующую схему. 

Вольметр ничего не покажет, так как напряжение, которое он показывает, равно U = IR, и если R ≈ 0, то и U = 0

04.11.2024 г.

Тема: Лабораторная работа №2  «Изучение параллельного соединения проводников».

Лабораторная работа 

Изучение параллельного соединения проводников

Цель: научиться собирать цепь с параллельным соединением и проводить в ней измерения; опытным путем проверить закономерности такой цепи.

Оборудование: источник тока, две низковольтные лампочки, реостат, амперметр, вольтметр, ключ, соединительные провода.


 

Порядок выполнения работы:

Задание 1. Соберите электрическую цепь, соединив последовательно источник тока, реостат, ключ и участок цепи, содержащий две лампочки, соединенные между собой параллельно.

1.1. Начертите схему собранной электрической цепи;

1.2. Проверьте:

- равна ли сила тока в неразветвленной цепи сумме сил токов в параллельно соединенных проводниках;

- одинаково ли напряжение на параллельно соединенных проводниках.

1.3. Рассчитайте сопротивление R1 первой лампочки, сопротивление R2 второй лампочки и общее сопротивление параллельно соединенных лампочек;

1 .4. Проверьте, выполняется ли формула для расчета общего сопротивления при параллельном соединении проводников:


 

Задание 2. Как изменится сила тока в неразветвленной части цепи, если к двум параллельно соединенным между собой лампочкам подключить параллельно еще одну лампочку? Ответ обоснуйте и проверьте на опыте.

Результаты измерений и вычислений занесите в таблицу.

I1, А

I2, А

I, А

U1, В

U2, В

U, В

R1,Ом

R2,Ом

R, Ом

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Контрольные вопросы:

  1. Какой вид соединения чаще всего применяется на практике и почему?

  2. М едный и алюминиевый проводники одинаковой длины и одинакового диаметра включены в цепь так, как показано на рисунке.

м =0,017 Ом*мм2/м, а =0,028 Ом*мм2/м.

Сравните

а) проводимость каждого проводника;

б) силы тока в каждом проводнике;

в) напряжение на каждом проводнике;

3) Решите задачу на карточке:

1. Определите цену деления шкалы амперметра.

2. Найдите силу тока в R1.

3. Найдите силу тока в R2.

4. Найдите общую силу тока.

5. Какое напряжение должен показывать вольтметр?

6. Вычислите общее сопротивление всего разветвления.

7. Начертите схему цепи с теми же сопротивлениями, включенными последовательно, и вычислите

величину общего сопротивления.

8. Вычислите силу тока при последовательном соединении.


 

Вывод: